Итоги работы органов ЗАГС Липецкой области за 2010 год |
Органы ЗАГС Липецкой области строят свою работу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским, Семейным и Налоговым кодексами, Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», другими федеральными законами, законом Липецкой области «Об органах записи актов гражданского состояния и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по их образованию и деятельности...», административными регламентами по предоставлению услуг населению. Управление ЗАГС и архивов Липецкой области в 2010 году решало следующие основные задачи: - это организация деятельности органов записи актов гражданского состояния в предоставлении государственных услуг населению по регистрации актов гражданского состояния в соответствии с административными регламентами; - контроль за деятельностью органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния; - обеспечение информацией по регистрации актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством государственных и муниципальных органов; - обеспечение сохранности архивного фонда и работа с архивом записей актов гражданского состояния; - вопросы оказания консультационных услуг по регистрации актов гражданского состояния в электронном виде. В прошедшем 2010 году органы ЗАГС Липецкой области перешли на новую программу регистрации актов гражданского состояния «АРМ ЗАГС». Следует отметить, что в основном данная задача решена. Все работники органов ЗАГС ведут регистрацию актов в новой программе. Для более глубокого освоения новой программы отделом по делам ЗАГС управления была проделана следующая работа. В январе рассмотрены вопросы взаимодействия органов ЗАГС и федеральных органов государственной исполнительной власти по вопросам предоставления информации на электронных носителях. В мае была организована учеба муниципальных служащих органов ЗАГС с новой программой автоматизированное рабочее место «ЗАГС» разработчиками программы. В сентябре программисты отдела по делам ЗАГС выехали в каждый районный отдел ЗАГС по оказанию методической помощи по работе с программами, которые связаны с передачей статистических данных и отчетов по бланкам гербовых свидетельств и другим вопросам. В ноябре текущего года управление ЗАГС и архивов провело аттестацию муниципальных служащих на знание электронных программ по регистрации актов гражданского состояния. Следует отметить, что программа по регистрации актов гражданского состояния практически освоена всеми работниками органов ЗАГС в полном объеме. В тоже время наибольшие сложности возникают в работе специалистов по вопросам освоения модулей выгрузки информации для государственных органов и организаций в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об актах гражданского состояния», передачи статистической отчетности в управление ЗАГС и архивов, а также сохранности информации. Более подготовленными к работе в данной программе оказались отделы ЗАГС: Воловский, Добровский, Измалковский, Краснинский, Л.Толстовсий. Хороший уровень умений и навыков с программами «АРМ ЗАГС» показали руководители отделов ЗАГС Данковского, Добринского, Усманского, Левобережного отдела и отдела по регистрации смерти управления ЗАГС г. Липецка. Несмотря на то, что в штатном расписании управления ЗАГС г. Липецка имеется ставка программиста, управление недостаточное внимание уделяет учебе кадров. Обращаем внимание всех руководителей органов ЗАГС муниципальных образований на самое внимательное отношение к данному вопросу. ЗАГС – самая стабильная документальная система, которая обеспечивает необходимой информацией все государственные органы: и, в первую очередь, органы власти, статистики, избиркомы, налоговые органы, военные комиссариаты, пенсионный фонд, органы социальной защиты населения, и другие государственные службы. Данная информация предоставляется в полном объеме и в установленные сроки. В новом 2011 году в связи с изменением федерального законодательства вводятся новые формы отчетности. В соответствии с приказом Росстата от 31.08.2010 г. «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественного движения населения» с месячного отчета за январь 2011 вводятся новые формы отчетности по бракам и разводам, которые являются обезличенными. Они должны предоставляться ежемесячно 7 числа в областной комитет статистики. Программа выгрузки данных по регистрации браков и разводов разработана и в ближайшее время будет установлена в каждом отделе ЗАГС. Обезличенная информация по регистрации актов гражданского состояния является основой для анализа демографической ситуации на территории Липецкой области, а персонифицированная - влечет правовые последствия для конкретного человека. Вот и обращаются граждане в органы ЗАГС за документами, подтверждающими факт государственной регистрации, для получения пособий, вступления в наследство, получения паспорта, выезда за границу или оформления пенсии. В прошедшем году органами ЗАГС области совершено свыше 100 тыс. юридически значимых действий, из них: выдано 18,5 тыс. повторных свидетельств, свыше 52 тыс. справок и извещений об отсутствии актов гражданского состояния, рассмотрено дел по внесению изменений - 1316, внесено дополнений в актовые записи – 5429, проставлено штампов апостиль - 210. Большая работа проводится органами ЗАГС области по исполнению международных обязательств в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния: отделами ЗАГС области направлено 593 запроса в компетентные органы стран СНГ и Балтии, 231 запрос поступил из этих стран на исполнение. Длительность сроков исполнения документов, направляемых через Минюст Российской Федерации, создает трудности как для граждан Российской Федерации, так и для иностранных граждан. И пока система работает стабильно, работа ее не заметна, но малейший сбой порождает поток жалоб вплоть до Президента России. И нам не все равно как долго чиновник отдела ЗАГС будет обслуживать гражданина и с каким настроением человек уйдет от нас. В Послании Президента Д.А.Медведева большое внимание уделено оптимизации предоставления услуг населению и обязанности органов государственной власти с 1 июля 2011 года вести электронный документооборот, запрашивать необходимые сведения в других органах государственной власти, минуя гражданина. Распоряжением администрации Липецкой области от 18.10.2010 года № 412-р утвержден план-график перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме. Первый этап - это размещение информации об услуге в Сводном реестре и на Едином портале государственных и муниципальных услуг, второй этап – размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде. Оба этапа управлением ЗАГС и архивов выполнены. Для оптимизации работы органов ЗАГС области по оказанию государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния управление ЗАГС и архивов планирует работать с гражданами через портал государственных услуг. С этой целью каждый отдел ЗАГС должен быть подключен к Интернету, а руководитель должен иметь электронно-цифровую подпись. С целью оптимизации работы по оказанию услуг по регистрации актов гражданского состояния необходимо решить следующую задачу – это полный перевод архива актовых записей в электронный вид, что требует соответствующих материальных затрат. Управление ЗАГС и архивов большое внимание уделяет единообразной практике применения норм Семейного кодекса и Федерального закона «Об актах гражданского состояния» при государственной регистрации актов гражданского состояния. С этой целью регулярно раз в квартал проводит учебу руководителей органов ЗАГС муниципальных образований как в отделе, так и с выездом на места. Все методические рекомендации, направленные Министерством юстиции Российской Федерации в адрес управления ЗАГС и архивов, в первоочередном порядке направляются в органы ЗАГС муниципальных образований и обсуждаются на семинарах. Работники управления оказывают постоянную методическую помощь в виде индивидуальных консультаций руководителям и специалистам отделов ЗАГС по тем или иным правовым вопросам. Большую работу проводим по обеспечению обменом опытом работы не только между отделами ЗАГС области, но и в регионе. В июле руководители органов ЗАГС муниципальных образований познакомились с опытом работы своих коллег в Рязанской области. Все это позволяет строить работу органов ЗАГС области в правоприменительной практике в едином ключе. Управление ЗАГС и архивов Липецкой области, да и других регионов неоднократно высказывало просьбу на самых разных уровнях о разработке Министерством юстиции Российской Федерации методических рекомендаций по применению Федерального закона «Об актах гражданского состояния», а также создание единого программного продукта для органов ЗАГС, что позволило бы установить единую практику применения норм закона на территории всей Российской Федерации. В настоящее время Минюст России решает вопрос о внедрении единой компьютерной программы для органов ЗАГС страны. На выходе и методические рекомендации по применению норм Семейного кодекса и ФЗ «Об актах гражданского состояния» при регистрации актов гражданского состояния. Согласно Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» и Закону Липецкой области 88-ОЗ от 4 мая 2000 г. «Об органах записи актов гражданского состояния Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями ...» управление ЗАГС и архивов осуществляет контроль за переданными полномочиями. В 2010 году была запланирована проверка работы 8 отделов ЗАГС муниципальных образований: Липецкого, Грязинского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лебедянского, Хлевенского районов и г. Ельца. Следует отметить, что план проведения проверок выполнен. По итогам проверок направлены справки главам администраций муниципальных образований. В ходе проверок серьезных нарушений при государственной регистрации актов гражданского состояния не обнаружено. Некоторые замечания устранены в ходе проверок. Хотелось бы еще раз обратить внимание руководителей органов ЗАГС на четкое исполнение Постановления правительства № 432 от 17 апреля 1999 года «Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния». Ведь чаще всего работники забывают заполнять графы «иные сведения и служебные отметки», где указываются сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния. За 2010 год Управлением юстиции Российской Федерации по Липецкой области проведены плановые проверки 12 отделов ЗАГС муниципальных районов: Грязинского, Л.Толстовского, Тербунского, Становлянского, Задонского, Усманского, Воловского, Елецкого, Данковского, Чаплыгинского, Добринского, Лебедянского. Предписаний в ходе проверок не выносилось. Некоторые замечания устранены при проведении проверок. Системных ошибок при государственной регистрации актов гражданского состояния не выявлено, ошибки в отделах ЗАГС разные, и в основном не повторяются. В соответствии с административными регламентами по оказанию услуг населению по государственной регистрации актов гражданского состояния, органами ЗАГС Липецкой области за 2010 год составлено около 50 тыс. актов гражданского состояния.
Работа с архивом актовых записей является одной из основных задач отделов ЗАГС, от того, как хранятся документы, зависит их сохранность. Следует отметить, что с архивом актовых записей ведется постоянная работа. Отделы ЗАГС по окончании календарного года переплетают актовые записи в книги, нумеруют и заверяют подписями и печатями. Многие отделы ЗАГС оборудовали архивы новыми стеллажами, приобрели специальные короба для хранения документов. Все изменения вносятся в актовые записи своевременно и в полном объеме. Особых нареканий на работу органов ЗАГС муниципальных образований с архивами актовых записей у управления нет. Несмотря на то, что ни в одном документе, регламентирующем деятельность органов ЗАГС, нет функции по демографической политике государства, укреплению авторитета семьи, разъяснению семейно-брачного законодательства работники областного управления ЗАГС и архивов, отделы ЗАГС муниципальных образований большое внимание уделяют этому участку работы. В Данковском, Усманском, Задонском, Лебедянском, Елецком и других районах области работают клубы правовых знаний молодых семей, работники органов ЗАГС выступают в среде старшеклассников, в студенческих аудиториях по разъяснению норм семейного законодательства. Рассказывают о работе отделов ЗАГС на страницах районных газет. В прямом эфире на каналах ГТРК «Липецк», «Липецкое время» и ТВК отвечают на вопросы, касающиеся семейного законодательства. Работники органов ЗАГС области являются активными участниками проводимых администрациями районов и городов мероприятий, посвященных Дню города или района, а также проводимых органами местного самоуправления мероприятий по празднованию Дня матери, Дня отца, Дня семьи, Дня защиты детей. Ведется активная разъяснительная работа по получению материнского капитала, получению гражданами всех видов пособий и льгот при рождении ребенка. Большое творчество проявляют работники отделов ЗАГС по проведению обрядов торжественной регистрации молодоженов и новорожденных, чествованию золотых, серебряных, бриллиантовых юбиляров. В Лев Толстовском и Долгоруковском районах разработаны целые программы по чествованию супругов, пронесших свою любовь через долгие годы, добросовестных тружеников и замечательных родителей, воспитавших хороших детей. В чествовании юбиляров принимают участие главы администраций муниципальных образований, работники органов ЗАГС, социальной защиты населения. Мы исходим из того, что именно ЗАГСы имеют сегодня живой контакт с семьей. Но для совершенствования работы в этом направлении необходимо еще многое сделать! Мы сейчас работаем над созданием областного бюджетного учреждения «ЗАГС-СЕРВИС». Главная его цель – проведение торжественных мероприятий, направленных на развитие семейной культуры, укрепление семьи, оказание юридических услуг, обеспечение материально-технической базы. Для проведения любого мероприятия необходимы материальные и финансовые затраты, но эти средства в бюджетах отделов ЗАГС муниципальных образований не могут быть предусмотрены. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании бюджетного учреждения «ЗАГС-СЕРВИС» - это не самоцель, а желание найти цивилизованные формы сотрудничества между государственным органом и малым предпринимательством, сделать его взаимовыгодным, работающим для российской семьи. На совещании 16 декабря этого года заместитель министра юстиции Российской Федерации сказал, что вокруг органов ЗАГС толпы предпринимателей, которые не всегда качественно оказывают услуги гражданам, что порождает необоснованные нарекания в адрес сотрудников ЗАГСа. Этот вопрос требует правовой проработки. Управление ЗАГС и архивов уже подготовило документы на создание бюджетного учреждения «ЗАГС-СЕРВИС», осталось пройти согласование. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» администратором государственной пошлины по государственной регистрации актов гражданского состояния является Министерство юстиции Российской Федерации. На органы ЗАГС возложена задача правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты государственной пошлины. По сложившейся в области практике органы ЗАГС выдают гражданину на руки уже заполненную квитанцию по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию акта гражданского состояния со всеми банковскими реквизитами, что позволяет избежать ошибок. За государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия за 2010 год органами ЗАГС области собрано свыше 10 млн. руб. государственной пошлины. Управление ЗАГС и архивов уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы органов ЗАГС. Благодаря усилиям управления ЗАГС и архивов области, глав администраций районов и городов, руководителей органов ЗАГС ведется ремонт помещений отделов ЗАГС г. Ельца, Хлевенского, Данковского, Измалковского районов. Впервые за всю историю существования области ведется строительство новых помещений для отделов ЗАГС в Тербунском и Добровском муниципальных районах. К сожалению, время не стоит на месте и когда-то благоустроенные помещения отделов ЗАГС Грязинского, Чаплыгинского, Лебедянского районов были одними из лучших в области, но в настоящее время не соответствуют современным требованиям. Необходимо эти помещения приводить в надлежащий вид, а отделам ЗАГС Чаплыгинского и Лебедянского районов настоятельно требуются новые помещения. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 308-ФЗ от 02.12.2009 г. «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов» на осуществление государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния Липецкой области в 2010 году из федерального бюджета было выделено 49 762 000 руб. 37 725 000 руб. направлено в районы и города Липецкой области согласно представленных смет на содержание отделов ЗАГС, а также из областного бюджета было выделено 11 479 500 руб. на развитие материально-технической базы, все эти денежные средства были направлены в муниципальные отделы ЗАГС. Дополнительно управлением ЗАГС и архивов Липецкой области были получены 1 млн.500 тыс. руб. из резервного фонда на финансовое обеспечение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и направлены в муниципальные отделы ЗАГС. Все средства были освоены, кроме Воловского района, которые вернули обратно 21 тыс. руб. С муниципальными органами ЗАГС ведется большая работа по целевому использованию бюджетных средств, отчетности за полученные денежные средства в соответствии с установленными формами отчетности. В 2010 году контрольно-ревизионным отделом управления финансов Липецкой области была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления ЗАГС и архивов Липецкой области за период работы с 01.01.2009 г. по 25.10.2010 г. В ходе проверки основное внимание уделялось соблюдению Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», проверке правильности и обоснованности расходования средств на оплату труда в соответствии с Законом области от 05.01.2000 г. № 61-ОЗ «О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области», Постановление областного Совета депутатов от 26.12.2002 г. №177-пс «Об оплате труда работников органов государственной власти, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы области», законность и целесообразность произведенных расходов по подотчетным суммам, выданным на командировочные и хозяйственные цели и другие аспекты бухгалтерского учета. При проверки нарушений и замечаний не установлено. Основной задачей на 2011 год для всех органов ЗАГС является соблюдение федеральных и областных Законов при государственной регистрации актов гражданского состояния с целью сохранения законных прав и интересов граждан, а также интересов государства. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию главными, приоритетными направлениями работы органов ЗАГС области на 2011 год являются оптимизация предоставления услуг населению и введение с 1 июля 2011 года электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и органами ЗАГС муниципальных образований по передачи информации по регистрации актов гражданского состояния. Для выполнения постановленных целей необходимо решить следующие основные задачи: 1) Развитие технической инфраструктуры – сетей и систем телеком-муникаций, обеспечение доступа к межведомственным информационным сетям. - Модернизация и реконструкция сетей передачи данных и построение надежных и высокоскоростных волоконно-оптических линий передачи данных - Расширение доступа к сети Интернет во всех муниципальных органах ЗАГС Липецкой.
2) Оцифровка архивного фонда органов ЗАГС Липецкой области. - Приобретение планетарного сканера. - Создание массива электронных документов. - Создание новых рабочих мест. - Переход к полному электронному документообороту.
3) Определение основных направлений развития способов, методов и средств обеспечения защиты информации в информационных системах
- Установка антивирусной защиты компьютеров и фаерволов, что будет способствовать обеспечению целостности информационных ресурсов органов ЗАГС Липецкой области, предотвращению несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации и других форм незаконного вмешательства в информационные системы и сети. - Разработка управлением ЗАГС и архивов Липецкой области рекомендаций по защите информации; - Внедрение электронной цифровой подписи в органах ЗАГС Липецкой области для использования в электронном документообороте, систем защиты информации на сетях передачи данных и доступа к сети Интернет.
4) Организация подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий.
- Совершенствование и развитие системы подготовки и повышения квалификации сотрудников органов ЗАГС Липецкой области, системы непрерывного самообразования и обучения с использованием методических рекомендаций управления ЗАГС Липецкой области. - Повышение уровня компьютерной грамотности сотрудников в рамках обучения и повышения их квалификации в специализированных учебных заведениях. |